Суббота, 05.10.2024, 09:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Гимаева Фанила Борисовича

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обобщение опыта

Практический опыт работы по подготовке школьников к олимпиадам по математике, конкурсам по математике муниципального, регионального

и федерального уровней.

Введение.

Общеобразовательное учреждение является местом для развития таланта каждого ребёнка, но отдельное внимание педагогов направлено на одаренных детей, проявляющих любознательность, творческий подход и высокие знания по предмету. Ведь работа с одаренными детьми - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, конференции свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей на государственном уровне.     

Олимпиады, наверное, наиболее соответствующая математике форма отбора одаренных детей для дальнейшего их развития. Олимпиадные задания по математике способствуют развитию творческого и нестандартного мышления. Кроме того, математические олимпиады увеличивают интерес учащихся к предмету.  Но возникает вопрос - как же добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? В чем секрет успеха? Ответ прост – как и в спорте, для достижения высоких результатов, надо правильно и много тренироваться! Если будет накоплен некоторый опыт олимпиадных идей и методов решений, то не будут пугать и незнакомые задачи, появится уверенность в своих силах, и в итоге будут достигнуты высокие результаты.

    

        Методика работы по подготовке к олимпиадам по математике.

Школа у нас маленькая, в каждой параллели по одному классу, в классе 14-20 человек. С одной стороны, кажется, что учителю легче работать, но с другой стороны количество детей меньше, соответственно, и одаренных детей тоже меньше.

Я преподаю математику в 5-11 классах. Математика – предмет достаточно сложный, некоторые дети схватывают материал сразу, другие с трудом. Стараюсь максимально работать со всеми детьми, чтобы у каждого появился интерес и любовь к предмету. А с одаренными детьми также работаю отдельно в направлении подготовки к олимпиадам. Такая работа особенно нравится детям и мне. Не плохо было бы получить дополнительные знания, умения и навыки. Также познакомиться с опытом работы других преподавателей.

Для участия в муниципальном этапе в 2020 году мною были подготовлены 4 ученика (5-9 классы) и один ученик стал победителем.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике:

год

Фамилия Имя

Класс

Статус диплома

2020

Афанасьев Назар Алексеевич

7

победитель

 

VII Республиканский открытый математический турнир

 

Дипломант 2 степени

 

 

В настоящее время прошли школьные этапы олимпиады школьников. В муниципальном этапе по математике будут участвовать 3 учащихся.

 

Выявление одаренных детей

     В начале учебного года в каждом классе, в котором я работаю, выявляю ребят, которые хотели бы глубже заниматься математикой и участвовать в олимпиадах. В этом помогают и наблюдения в ходе уроков и проведение внеурочной работы по предмету. Придерживаюсь принципа добровольности, но также стараюсь заинтересовать и пригласить детей, которые активно занимаются и имеют высокий потенциал по предмету.

     Есть определенные критерии выбора одаренных детей, которых я придерживаюсь:

  1. Ученик должен хорошо владеть базовым уровнем знаний предмета, который он может получить на уроке. Если же ученик не усвоил какую-нибудь тему школьной программы, то это надо исправлять.
  2. Знания предмета должны выходить за рамки базового уровня, для этого у нас существуют дополнительные занятия, самостоятельная работа.
  3. Важным компонентом является смекалка. Довольно часто в олимпиадах встречаются задачи высокого уровня сложности, до решения которых нужно додуматься. И в этом случае, только смекалистый ум сможет найти нужный подход.
  4. Умение нестандартно мыслить и анализировать.
  5. Желание усиленно работать по предмету.
  6. Ответственность, самостоятельность и целеустремленность.

С этими ребятами перехожу к следующему этапу. 

  • Формирование команды

     Одновременно с выявлением одаренных детей, происходит создание команды по подготовке к олимпиадам. Наличие такой команды, увлеченных общим делом ребят, имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

  • Подготовительная работа с одаренными детьми

     Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия математикой, а также решение задач из олимпиад прошлых лет ближе к дате предстоящего соревнования.

     Работу по подготовке к олимпиадам я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков в определенные дни, обычно 1 раз в неделю: повторяем школьную программу, решаем нестандартные задачи, задачи на логику и т.д. Также по необходимости провожу индивидуальные консультации, работаю дистанционно.

     Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся. При подготовке активно используются учебные пособия, электронные пособия, Интернет-ресурсы. Накапливается и создается собственная библиотека интересных задач, которая также используется в работе.

     На занятиях обязательно проговариваю какой балл имеет задача, отмечаю элементы оценивания, рассказываю о критериях оценивания, о времени, отводимом на решение заданий в олимпиаде. Считаю, что понимание критериев оценивания очень важно.

  • Анализ итогов олимпиад

     С целью повышения эффективности подготовки к олимпиадам, мы с ребятами проводим разбор решений и анализ допущенных ошибок и неточностей. 

Итоги олимпиад обсуждаются с детьми, разбираются наиболее интересные задания, другие возможные способы решения. Каждый участник проводит тщательный самоанализ своих личных достижений, корректирует план дальнейшей работы.

     Высокие результаты в олимпиадах - особая гордость школы и личное достижение ученика. За ними стоят знания, волевые качества ученика, а также совершенство программы подготовки и эффективность работы учителя.

     Важно, чтобы ребенок понимал, что, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, и побеждённые. Поэтому необходимо, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть даже над самим собой. Тогда у него будет дальнейшая мотивация и заинтересованность участвовать в олимпиадах и стремится к лучшим результатам.

 

3. Заключение.

В заключении я хочу сказать, что работа с одаренными детьми доставляет мне огромное удовольствие. Ведь я не только вижу результат своего труда, личностный рост учащихся, но мне также просто приятно общаться с такими ребятами, свободно обмениваться с ними точками зрения, расти вместе с детьми.

Завершить статью мне хотелось бы следующими словами: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное – верьте и действуйте».

Надеюсь, что мой опыт и мои маленькие «секреты» будут полезны и другим педагогам!

Спасибо за внимание!

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
uCoz